Психолого-педагогическая деятельность

Методическая документация

Воспитательно-образовательная деятельность дома ребёнка.

       Основная задача деятельности дома ребёнка — создание условий максимально приближенных к домашней обстановке для полноценного развития и социальной адаптации детей-сирот, облегчение их социализации, т. е. подготовка их к дальнейшей полноценной самостоятельной жизни в обществе.

       Первоочередная деятельность в воспитательно-образовательном процессе – это выявление фактического уровня нервно-психического развития (НПР) детей, т.е. проведение диагностики развития. Она первично проводится при поступлении малышей в дом ребёнка и в эпикризные сроки (от 0 до 12 мес – ежемесячно, от 12 мес. до 2-х лет поквартально, от 2-х лет до 3-х лет 1 раз в полгода, старше 3-х лет 1 раз в год), определяющие основные линии возрастного развития, которые помогают своевременно выявить отставание. При поступлении детей диагностику НПР осуществляют старший воспитатель, учитель-дефектолог, психолог.

       Дальнейший текущий контроль за динамикой нервно-психического развития малышей осуществляют воспитатели групп под руководством старшего воспитателя в эпикризные сроки. При выявлении фактического уровня НПР мы пользуемся показателями, которые разработаны на Московской кафедре физиологии и развития детей при ЦОЛИУ(в) (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт), дополнены и обогащены институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования и опубликованы в книге «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А. Стребелевой, а также научно-методическим центром «Развитие и коррекция» при Российской Академии образования под руководством члена-корреспондента Международной академии педагогического образования Е.Д. Худенко. Данные показатели отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, которые должны быть достигнуты на определённом возрастном этапе.

       С целью точности проведения диагностики НПР в нашем учреждении создана медико-психолого-педагогическая комиссия под руководством главного врача. В состав комиссии входят: педиатр, невролог, старший воспитатель, логопеды, психологи и социальный педагог. Комиссия работает приблизительно 25 числа каждого месяца. Работа данной комиссии помогает ввести необходимые меры коррекции в учебно-воспитательный процесс, а также выявить причины задержек в развитии малышей.

       Все объективно полученные данные заносятся в индивидуальную карту, а также в медицинскую историю развития, где отмечается также характеристика поведения (настроение или эмоциональное состояние, засыпание, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности), заключение (группа развития), назначения.

       От правильности проведения диагностики будет зависеть точность планирования учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей индивидуальной работы с каждым ребёнком.

       Построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации происходит по следующей схеме:

      1. развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного (от рождения до 12 мес.) и раннего возраста (от 12 мес. до 3-х лет);

      2. мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта;

      3. мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации;

      4. психокоррекция, направленная на стимуляцию и развитие эмоционально-речевой сферы.

       Основные условия организации педагогического процесса:

      — ранние сроки начала учебно-воспитательной работы;

      — регулярность проведения занятий;

      — использование методик, помогающих наполнить обучение и общение с детьми эмоциональным содержанием;

      — создание дидактической и предметно-игровой среды, способствующей накоплению различного опыта;

      — сочетание подгрупповых и индивидуальных форм работы.

       Виды и организация учебной деятельности:

0 – 12 мес.

      1. Формирование и развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций (от рождения) – продолжительность 5-7 мин. В активном отрезке бодрствования.

      2. Формирование и развитие общих движений (от рождения) – продолжительность 8-10 минут в зависимости от состояния здоровья ребёнка. В активном отрезке бодрствования.

      3. Формирование и развитие движений руки и действий с предметами (с 2-х месяцев) – 7-9 мин. В активном отрезке бодрствования.

      4. Формирование подготовительных этапов активной речи: стимуляция гуления (от рождения), развитие лепета (от 5 мес.) – 6-8 мин. В активном отрезке бодрствования.

Активизация речи (от 10 мес.) – 7-9 мин. В первом и во втором отрезке бодрствования.

      5. Формирование понимаемой речи с ознакомлением с художественной литературой (от 6 мес.) – 8-10 мин. В первом и во втором отрезке бодрствования.

     6. Формирование предметной деятельности (от 7 мес.) – 8-10 мин. Во втором отрезке бодрствования.

12 мес. – 1 г. 6 мес.

      1. Развитие речи и ознакомление с окружающим – 8 занятий в неделю по 5 мин. В первом и втором отрезке бодрствования.

      2. Предметная деятельность, формирование сенсорных эталонов – 4 занятия в неделю по 6-7 мин. Во втором отрезке бодрствования.

      3. Формирование конструктивных навыков – 2 занятия в неделю по 7 мин. Во втором отрезке бодрствования.

      4. Ознакомление с художественной литературой – 3 занятия в неделю по 5-7 мин. В первом отрезке бодрствования.

      5. Развитие движений – 2 занятия в неделю по 8-10 мин. Во втором отрезке бодрствования.

      6. Изодеятельность – 2 занятия в неделю (рисование, лепка) по 3-4 мин. В первом и во втором отрезке бодрствования.

      7. Подвижные игры и развлечения в третьем отрезке бодрствования и в воскресные дни.

      8. Прогулка во втором и третьем отрезке бодрствования (по погодным условиям).

1г. 6 мес. – 2 года.

      1. Развитие речи и ознакомление с окружающим, работа с картинкой – 4 занятия в неделю по 5-7 мин.

      2. Развитие сенсорных навыков – 2 занятия в неделю по 7 мин.

      3. Музыкальное – 2 занятия в неделю по 8-10 мин.

      4. Конструирование – 2 занятия в неделю по 6-7 мин.

      5. Ознакомление с художественной литературой – 1-2 занятия в неделю по 7 мин.

      6. Развитие движений – 2 занятия в неделю по 10 мин.

      7. Изодеятельность – 2занятия в неделю по 6мин. (рисование, лепка).

Работа с бумагой по воскресеньям.

Подвижные игры и развлечения в течение дня.

Наблюдение на прогулке.

Прогулка в первый и во второй отрезки бодрствования.

2 года – 3 года.

      1. Развитие речи и ознакомление с окружающим, работа с картинкой – 4 занятия в неделю по 7-9 мин.

      2. Сенсорика, формирование элементарных математических представлений – 2 занятия в наделю по 7 мин.

      3. Музыкальное – 2 занятия в неделю по 10 мин.

      4. Конструирование, работа с разрезными картинками, мозаикой – 2 занятия в неделю по 7 мин.

      5. Ознакомление с художественной литературой – 2занятия в неделю по 8 мин.

      6. Развитие движений – 2 занятия в неделю по 12 мин.

      7. Изодеятельность – 2 занятия в неделю по 7 мин. (рисование, лепка)

С 2-х лет. 6 мес. – аппликация 1 занятие в неделю по 6 мин.

Подвижные игры и развлечения в течение дня.

Наблюдение на прогулке.

Прогулка в первый и во второй отрезки бодрствования.

Целевая прогулка 1 раз в неделю в первый отрезок бодрствования.

Утренняя гимнастика с 2-х лет.

       Для реализации потребности детей в деятельности в педагогический процесс дома ребёнка был внедрён коррекционно-развивающий метод по системе Марии Монтессори, в процессе которого упор делается на ведущую роль ребёнка в собственном развитии. Взрослый только предлагает и помогает действовать малышам, опираясь на собственный выбор ребёнка. Использование данного метода позволяет формировать мотивы к познанию окружающего мира, способствовать индивидуализации личности, развивать врождённые задатки, направленные к определённой деятельности.

       Одна из наших задач — это сделать ярче, эмоциональней жизнь наших воспитанников. Для этой цели проводятся всевозможные утренники, посвящённые праздникам, организуются дни рождения малышей с привлечением различных гостей и аниматоров, силами персонала ставятся театрализованные представления, содержание которых понятно детям.

       При планировании учебно-воспитательного процесса используются Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в доме ребёнка», книги «Реабилитация детей в домах ребёнка» (Доскин В.А, Макарова З.С., Ямпольская Р.В.), «Развитие и воспитание детей в домах ребёнка» (под редакцией В.А. Доскина, З.С. Макаровой), модули АНМЦ «Развитие и коррекция» «Научно-методические материалы для организации коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях дома ребёнка».

       Используется также методическая литература следующих авторов: Е.А. Стребелевой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, С.Н. Теплюк, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Г.Н. Ляминой и других авторов, работающих по проблемам развития детей раннего возраста.

       В доме ребёнка проводятся: групповые педагогические конференции. На которых обсуждается уровень и динамика развития детей данной группы, намечаются задачи ближайшего развития, изучаются темы по разделам педагогики, открытые занятия, консультации по вопросам воспитания и развития детей, организации и методике проведения занятий, игр, режимных моментов, формированию навыков самообслуживания, проведения диагностики и оценки НПР воспитанников дома ребёнка.

       Повышение профессионального уровня педагогического персонала осуществляется во взаимодействии с Государственным областным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования института развития, ЕГУ имени И.А. Бунина, а также на базе «Государственного областного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования института развития образования» г. Липецк и АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва.

       Работа дома ребёнка – это сложный многогранный процесс не всегда гладкий, имеющий много трудностей, но направлен он всегда на создание оптимальных условий для полноценной жизни и развития малышей, оставшихся без попечения родителей. Это достигается в результате профессионализма, высокого мастерства, душевной доброты, огромной любви и скоординированности всех служб дома ребёнка, начиная с главного врача, медицинского и педагогического персонала, заканчивая поварами, водителями и другим прочим персоналом.